Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Вязальный крючок для арматуры можно изготовить своими руками из проволоки диаметром от 4 мм. Для этого применяются сварочные электроды как наиболее прочные.
Порядок изготовления следующий:

  • На одном конце проволоки формируется небольшая петля. Она будет служить упором для рукоятки. Петля делается аккуратно, чтобы конец закруглялся в сторону стержня. В процессе работы это место не должно цепляться за одежду.
  • В центральной части стержень сгибается под углом 30 градусов в форме коромысла.
  • На стержень нанизывается несколько шайб до упора с петлей. Это место будет фиксировать рукоятку.

Рукоятку можно изготавливать в разных вариантах:

  • Берутся 2 трубки, составляющие 1/3 длины стержня. Если пруток диаметром 4 мм, то одна из трубок должна иметь внутренний диаметр 5- 6 мм. Она надевается на пруток. Вторая трубка должна иметь больший внутренний диаметр. Надевается она сверху, и вся система заклепывается молотком.
  • Берется 1 трубка. Надевается на стержень. Приваривается шайба к ручке и прутку для фиксации.
  • На токарном станке из плотной древесины вытачивается ручка с отверстием под пруток. Вместо древесины можно использовать полимерную трубу. Для стопора приваривается шайба.

Если снизу не сделать кольца, то требуется также приваривать шайбу.

На последнем этапе противоположная часть от ручки электрода затачивается в виде конусной формы. При помощи пассатижей она заворачивается. Изготавливается крюк для вязки арматуры такой длины, чтобы им удобно было работать.

Вне зависимости от вида приспособления технология вязки одинакова. Работы проводятся по схеме:

  • Нарезанная проволока складывается вдвое.
  • Протягивается под местом пересечения арматур.
  • Свободные концы проволоки скрещиваются.
  • Крючок протягивается в проволочную петлю и зацепляет свободные концы.
  • Начинаются вращательные движения, при которых происходит заворачивание проволоки.
  • Крючок вынимается, и узел проверяется на крепость.

При проверке прочности соединения проверяется жесткость конструкции. Она должна быть неподвижной.

Читайте также:  Насос ручеек: технические характеристики и ремонт своими руками +Видео

Процесс вязки винтовым изделием тот же. Отличие заключается в финишной стадии. При продевании крючка в петлю самостоятельного заворачивания не требуется. Благодаря червячному механизму, достаточно потянуть рукоятку на себя, и вращательные движения начнутся автоматически.

Предлагаем ознакомиться Как установить круглую дверную ручку

В качестве материала проволоки используется низкоуглеродистая сталь. Чтобы не произошло разрыва при вязке, ее нужно подержать над огнем. После охлаждения она готова к работе. Диаметр ее может составлять 1 мм, 1,2 мм, 1,4 мм. Параметры подбираются исходя из опыта. Слишком тонкая проволока порвется, а с толстой трудно работать.

При скреплении арматуры использовать сварку дорого. Приспособление для вязки является оптимальным вариантом. Его легко изготовить своими руками из подручных материалов. Таким приспособлением качественно выполняются работы, и обходится оно дешево.

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.

Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Материалы

Проволока для вязки арматуры это самый необходимый элемент. Именно от неё зависит качество зафиксированности узлов. Для этого применяют проволоку обожжённого типа. У неё высокие показатели на разрыв, плотное прилегание к основанию арматуры. К тому же она эластична, поэтому будет отлично гнуться. Для самого процесса вязки пригодятся специальный вязальный пистолет, крючки и фиксаторы.

Наконец крючок возможно купить в магазине, либо изготовить самим для этого нужна рельефная арматура. Применение петель повышает надёжность и это крайне просто. Обучение вязанию происходит очень быстро, а вероятность ошибки сводится к нулю.

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Читайте также:  Чехол из резиночек на телефон: плетение на станке и крючком

Приспособление из шуруповерта

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Предлагаем ознакомиться Баня из бревна (152 фото): бревенчатые рубленные конструкции, двухэтажный дом-баня из сруба, как срубить своими руками

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать стеклопластиковую арматуру. К тому же арматура А-400 (А-3), которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура А500С.

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

узел связки арматуры проволокой
Пример вязки сетки из арматуры проволокой.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой.

Предлагаем ознакомиться Как выставить маяки из профиля

Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется армирование ленточного фундамента.

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструмент для вязки арматуры можно изготовить на базе шуруповерта. Заранее приготовленный крючок нужной длины и формы вставляется в патрон шуруповерта. Процесс работы такой же, как при вязке ручным приспособлением. Главное — правильно подобрать режим работы оборудования. Основным параметром является скорость вращения.

Читайте также:  Что такое хамам: отличительные особенности и полезные рекомендации. Как правильно посещать хамам: общие советы и рекомендации

В случае использования автоматического пистолета завязывание узлов проходит со скоростью 1 узла в секунду. Нарезать проволоку не требуется, она в автоматическом режиме обрезается.

Читайте также:  Редукторы для мотоблоков – устройство, виды и самостоятельное изготовление

Изготовление самодельного крючка

Стоимость готового крючка составляет около 200 рублей. Его ключевое преимущество – свободное вращение в рукоятке, это существенно ускоряет работу. Есть также модели с подшипниками, но цена их значительно выше.

Крючок можно сделать и в домашних условиях всего за 10-15 минут из подручных материалов:

  • электрода;
  • арматуры (диаметр 8 мм);
  • гвоздя на 150;
  • рукоятки мастерка;
  • держателя валика малярного.

Подойдут для этой цели и другие инструменты, например, стальной пруток. Один конец необходимо обточить на конус и согнуть пруток в двух местах. Вместо рукоятки может использоваться обрезок трубы, это существенно облегчает работу. Еще одно преимущество такого способа – на устройство не наматывается перчатка.

Если в хозяйстве есть вилы, их также можно использовать для изготовления крючка. Действия будут следующими:

  • необходимо отрезать один штырь;
  • затем в трубу диаметром 1,6 см следует загнать штырь;
  • после чего приварить конец.

Заостряется рабочая часть с помощью болгарки или наждачного круга. Вилы изготовлены из закаленной стали, что позволяет использовать их для кручения проволоки тройки.

Крючок из мастерка выполняется по тому же принципу. Лопатка отрезается или отламывается, после чего рабочая часть обтачивается на конус.

Подходит для изготовления крючка и арматура восьмерка. Крючок будет быстро выниматься из петли, если его заточить на конус. Непосредственно корпус крючка следует изогнуть под углом 20 градусов, это позволит увеличить скорость вращения. Облегчит использование инструмента и шланг, одетый на ручку.



Процесс арматурного вязания

Для фундамента столбчатой или свайной конструкции каркас просто необходим. Обыкновенный бетон с добавлением арматуры превращается в железобетон, по этой причине её используют при строительстве домов и других зданий.

Как правильно вязать арматуру своими руками? Есть много способов, но строители применяют вязку с помощью проволоки. Дополнительно применяя такие инструменты, как плоскогубцы, шуруповёрт или просто крючки.

Крючок является самым популярным, универсальным и практичным из всех инструментов при вязки. Процесс выполнения арматурной вязки выполняется в несколько несложных действий:

  • Проволоку необходимо связать пополам, затем происходит накидывание арматуры на прутья, которые заранее должны быть параллельно уложены.
  • Далее на крючок насаживают образованную петлю и оставшиеся свободными концы.
  • Крючок постепенно поворачивают, тем самым затягивая проволоку и надёжно фиксируя арматуру в надлежащем положении.
  • И наконец крючок снимается, перед вами готовое соединение.

В том случае, если работа предстоит с ленточным фундаментом, то для этого потребуются пластиковые хомуты для арматуры. Но они, как правило, дорого стоят и не обеспечивают должной надёжности.

Нормы и правила выполнения работ

При работе со связными конструкциями строителям следует руководствоваться требованиями ГОСТ 10922-2012 к вязанным и сварным соединениям, и СП 52-101-2003, регламентирующим процессы по формированию каркасов.

Технология выполнения прочих методов вязки

Для строителей важно знать все способы устройства каркаса, а не только как пользоваться крючком для вязки арматуры.

Пистолетом

Для вязки проволоки этим устройством не нужны особые навыки. Автоматическое устройство достаточно поднести к месту фиксации и нажать на спуск. Механизм в доли секунды выполнит операцию, после чего можно сразу двигаться дальше.

Пошаговая ин с тр укция по вяз ке арматуры

В некоторых статьях утверждается, что вязать арматуру легко и просто. Это правда, если вам необходимо зафиксировать 5–10 прутков. Для большого объема надо иметь практические навыки, а они не появляются легко и просто, надо натренировать глаз и мышцы, довести свои действия до автоматизма. Только после этого вязание будет по-настоящему простым и качественным.  

Перед началом работы болгаркой разрежьте моток проволоки с таким расчетом, чтобы длина равнялась 15–20 см, конкретные значения зависят от диаметра арматуры.  

Шаг 1. Согните проволоку пополам и положите на ладонь левой руки – заготовки всегда будут рядом, не надо совершать лишних движений, расходовать силы и терять время. 

Заготовки

Количество заготовок примерно 40–50 шт., выбирайте столько, сколько удобно удерживать в руке. Если концы перепутались, то носиком крючка поправьте их, проволока должна вытягиваться легко и по одной, рядом расположенные не будут падать на землю.  

Важно. Мы специально максимально подробно рассказываем все подробности и секреты профессиональных вязальщиков. Каждый из них немого ускоряет и облегчает процесс, а в сумме достигается заметный положительный эффект.  

Шаг 2. Правой рукой вытяните из пучка одну проволоку, пальцами левой руки согните концы, а правой уменьшите радиус изгиба. Не надо делать радиус очень маленьким, это усложняет попадание в него носиком крючка. Приходится долго прицеливаться, поправлять положение и только после этого вязальный крючок может занять рабочее положение.  

Приемы вязки арматуры

Шаг 3. Под углом примерно 90° согните кончик проволоки. Очень важно правильно определить длину загибаемой части, от этого зависит количество оборотов крючка и, соответственно, скорость вязания. Длина зависит от диаметров связываемой арматуры, она должна примерно на сантиметр превышать их сумму. Если все сделать правильно, то завязывание происходит после 2–3 оборотов крючка. Выше мы уже упоминали, что профессионалы никогда не пользуются шуруповертом, за то время, пока он настраивается, рука сделает несколько вращательных движений, можно приступать к фиксации следующего узла. Сгибание проволоки выполняет еще одну функцию – упрощает ее подвод под узел привязывания.  

Шаг 4. Левой рукой подденьте согнутым кончиком проволоки под арматурину, изгиб должен немного возвышаться над поверхностью верхнего прутка.  

Проволоку нужно поддеть под арматуру

Шаг 5. Длинные концы плотно зажмите пальцами левой руки, а правой потяните крючок на себя. Усилия средние, вам надо выпрямить проволоку и плотно прижать ее к арматуре. Тяните проволоку до тех пор, пока она примерно на сантиметр не возвышается над сеткой. Положение крючка должно быть вертикальным. Здесь важно регулировать, с какой стороны вытягивается проволока. Если согнутая половинка имеет достаточную длину, то сильно зажмите отрезанные, не позволяйте им увеличиваться. И наоборот, если надо подтянуть кольцо, но немного попускайте их.

Крючком нужно подтянуть проволоку

Шаг 6. Прислоните концы проволоки к крючку и начинайте его вращать. Стягивайте до тех пор, пока усилие немного не увеличится. Очень сильно не надо, проволока порвется и придется все повторять сначала.

Скручивание проволоки крючком

Сила определяется опытным путем, после нескольких вязок вы уже будете понимать, как правильно и рационально работать. Все движения станут оптимальными, лишние исключаются.  

Вязка арматуры с помощью крючка

Не спешите и не нервничайте, вяжите в спокойном темпе. Непродуманные движения приносят только вред. Как только началось закручивание, сразу отпускайте концы проволоки в левой руке. Носик крючка их подденет и загнет в горизонтальное положение, ничего потом не придется поправлять.  

Вязка арматуры

Практический совет. Длина приспособления зависит от технических особенностей арматурного пояса. Если он имеет два уровня с большими расстояниями между ними, то эту особенность обязательно следует иметь в виду. Опытные вязальщики имеют набор крючков с различными размерами. Дело в том, что слишком длинные усложняют процесс вязки арматуры на верхнем уровне.  

Схема вязки арматуры

Переходите на полуавтоматический крючок только после того, как появится солидный практический опыт работы с обыкновенным. Этот инструмент требует более точной регулировки длины проволоки, при невыполнении условия работа не упрощается, а усложняется в сравнении с простым.

При планировании армирования ленточного фундамента проводится немало расчетов, в том числе – и количества необходимого материала. Получить представление и о количестве узлов, подлежащих связыванию и количестве необходимой для этого проволоки поможет калькулятор расчета количества вязальной проволоки для армирования ленточного фундамента.

Видео — Вязание арматуры крючком

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.

Читайте также:  Сравнение топливных брикет с дровами – практический опыт. Что лучше: дрова или топливные брикеты

Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Технология создания армирующего каркаса

Армирующая конструкция рассчитывается, а затем монтируется в зависимости от массы будущего здания, от размеров траншеи (котлована). Сечение рабочей арматуры, вспомогательной проволоки тоже выбирают заранее, учитывая будущую нагрузку на фундамент. Монтаж можно делать непосредственно в опалубке, около нее, либо на длинном верстаке, но такой удобный стол найдется не у всех.

Требования к каркасу

Как правильно вязать арматуру: помощь крючка, шуруповерта или пистолета

О том, как правильно вязать арматуру, можно узнать из Строительных норм и правил (СНиП). Если владельцы приняли решение сооружать ленточный, самый популярный вид основания, то им необходимо соблюдать такие требования:

  • арматурный каркас располагают так, чтобы он не создавал ни малейших проблем при заливке основания;
  • установка арматуры требует преждевременного и тщательного расчета всех элементов конструкции;
  • подвижные (плавающие) соединения недопустимы, независимо от того, какой способ вязки используется;
  • замена элементов разрешена, если требуемая несущая способность каркаса остается прежней.

Слой, защищающий металл от коррозионных процессов, обязателен. Как правило, его обеспечивает сам бетон. По этой причине каркас должен всегда находиться в толще раствора.

Последовательность работ

Сама подготовка и установка армирующего каркаса состоит из нескольких этапов.

  1. Сначала подготавливают вертикальные элементы. Положение хомутов обязательно проверяют при помощи отвеса.
  2. Затем монтируют нижний горизонтальный пояс. К вертикальным хомутам его крепят вязальной проволокой.
  3. Фиксируют верхний горизонтальный пояс, потом переходят к монтажу угловых элементов. Поскольку они связывают стороны основания, им уделяют максимальное внимание. Максимальную жесткость обеспечивают дополнительными вертикальными стойками. Их шаг — в 2 раза чаще, чем на остальных участках конструкции.

Как правильно вязать арматуру: помощь крючка, шуруповерта или пистолета

Если опалубка не готова, то ее сколачивают и монтируют. Потом укладывают армирующий каркас. Между его элементами прокладывают трубы, предназначенные для коммуникаций. Следующий этап — изготовление раствора и заливка цементной смеси.

Когда каркас собирают непосредственно в траншее, то сначала в грунт вбивают вертикальные прутья. После проверки вертикальности к ним крепят поперечные перемычки, а затем нижний и верхний арматурный пояс.

Как правильно вязать арматуру для фундамента

Вязальную проволоку можно приобрести в магазине или сжечь ненужную автомобильную покрышку (в процессе сгорания, проволока, предназначенная для армирования резины, обжигается и приобретает, необходимую для вязания, мягкость и податливость). Проволоку режем отрезками по 30 см.

Арматура для устройства каркаса (как правило, сечением 10-16 мм) сначала режется на отрезки определённой длины. Потом связываются отдельные элементы каркаса. При связывании перпендикулярных узлов используется метод вязки крест-накрест по диагонали. При необходимости связать арматуру параллельно (удлинить каркас) делается нахлёст минимум 25 см, количество узлов на этом стыке должно быть не менее трёх.

Стараемся большую часть этих работ выполнять вне опалубки, на ровном свободном месте. Внутри опалубки производится только связывание отдельных элементов каркаса — его удлинение и угловое соединение.

Важно! При стягивании стыка стержней арматуры — постарайтесь найти среднее значение натяга. Недотягивать и перетягивать арматуру не рекомендуется. Недотянешь — каркас получится хлипким и может «сложиться», перетянешь — лопнет узел во время скручивания или транспортировки.

Вот, в принципе, и всё. Эта работа особой сложности не представляет, скорость и качество вязания нарабатываются практическим путём. Если остались какие-нибудь вопросы по этапам процесса — посмотрите видео.

Умение вязать арматуру поможет сэкономить при самостоятельном устройстве фундамента. А если процесс обучения пойдёт совсем хорошо и появятся определённые навыки, то вопрос о временном или постоянном трудоустройстве можно снимать с повестки дня. Ведь специалисту, который умеет качественно и быстро вязать арматуру, будет рада любая бригада монолитчиков.

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Изготавливаем крючок самостоятельно

Несмотря на низкую стоимость вязального крючка для арматуры, некоторые опытные мастера, проработавшие с арматурой не один год, предпочитают использовать самодельные, а не покупные. В этом есть свои плюсы.

Читайте также:  7 советов, как выбрать стремянку для квартиры и дома

  1. При самостоятельном изготовлении можно придать рукояти оптимальную форму, для того чтобы она удобно лежала в руке. Рука будет меньше уставать, а производительность возрастет.
  2. Выбор стали для изготовления, часто попадаются заводские крючки, сделанные из мягкого металла. В результате он не выдерживает нагрузки и гнется.
  3. Сделать крючок для вязания арматуры нужного размера. Бываю случаи, когда заводским крюком невозможно подлезть к месту вязки, из-за него длинны.
  4. Небольшая, но все-таки экономия (при наличии материалов и инструментов).

Основные правила армирования фундамента

Технологический процесс армирования регулируется рядом правил:

  • допустимый класс рабочей арматуры — от А400;
  • сварка каркаса не рекомендуется в целом, запрещается при армировании углов;
  • гладкую арматуру не следует использовать даже для хомутов;
  • продольные соединения выполняются нахлестом не меньше 25 см или 20 диаметров рабочих стержней;
  • арматура располагается не менее 4 см от краев бетона, создающего для нее защитный антикоррозийный слой;
  • армирование каркаса проводися с учетом фракции бетонной смеси.

Перечислены только основные правила правильного армирования.

Укладка арматуры в плитный фундамент

Типовая карта ТТК на монтаж арматуры в опалубку плиты фундамента предусматривает последовательность действий:

  • контроль опалубки – линейные размеры, соответствие осям стен;
  • первый ряд нижней сетки – полимерные фиксаторы для нижнего защитного слоя размещаются на подбетонке, производится раскладка в их гнезда продольных стержней (наращиваются по длине с нахлестом 40 см при необходимости);
  • второй ряд – на стержни укладываются трапы, сдвигаемые по мере необходимости, последовательно раскладываются поперечные прутки с проектным шагом сетки;
  • вязка – в местах пересечения арматура связывается (реже приваривается);
  • подставки – имеют несколько названий (паук, лягушка, столик, поддерживающий каркас), конструкций, привязываются к нижней сетке в шахматном порядке;
  • верхняя сетка – изготавливается аналогичным образом либо укладываются связанные в пятне застройки карты крупного формата;
  • вязка П-образных хомутов по торцам плиты;
  • под несущими стенами шаг сетки уменьшается в 1,5-2 раза.

Продольный нахлест не менее 50-ти диаметров арматуры.

В зависимости от конструкции плиты фундамента (гладкая, с лентой, боковыми стенами) на последнем этапе монтируются вертикальные прутки для связки с конструкциями, которые будут бетонироваться на ее поверхности. Это L-образные или П-образные хомуты с проектными размерами. При самостоятельном изгибании прутков запрещено использовать нагрев металла во избежание изменения структуры. Все элементы плитного фундамента должны выгибаться в кондукторах, обоймах или ручными трубогибами.

Читайте также:  Режим и питание ребенка после удаления аппендицита. Как протекает послеоперационный период?

С торцов плита армируется П-образными хомутами.

Для обеспечения бокового защитного слоя могут применяться пластиковые подставки различных форм. Это необходимо для предотвращения случайного сдвига каркаса в момент укладки бетона, хождения по трапам рабочих.

Вязка арматуры производится несколькими способами:

  • ручной крючок – стандартная скрутка;
  • механизированный крюк – имеет спиральную рукоятку, повышает производительность вязки вдвое;
  • пистолет для вязки арматуры – стоит дорого, чаще применяется профессиональными бригадами на больших объёмах.

Специальный пластиковый стакан обеспечивает защитный слой.

Специалисты часто замачивают арматуру для повышения адгезии с бетоном. В нормативах СП запрещена исключительно отслаивающаяся ржавчина, о свежем налете коррозии сведений не имеется. Например, в ACI-318 этот пункт выделен особо, ржавая арматура допускается внутри бетона.

В приведенном руководстве рассмотрены ключевые моменты армирования плитных фундаментов. Это позволит индивидуальному застройщику реализовать проект самостоятельно для сокращения бюджета строительства.

Рекомендуем прочитать: Плитный фундамент своими руками.

Хорошая реклама

Расчет стоимости (цена за работу и материалы)

Возьмем для примера ленточный фундамент 10 на 10 метров. Это периметр дома. Помимо этого, будет фундамент под внутренние несущие стены — две стены по 10 метров каждая. Получается 60 м.п. фундамента.

Сколько потребуется арматуры и вязальной проволоки при правильном подходе? Допустим, фундамент имеет ширину менее 50 см — в нем будет использоваться схема с четырьмя продольными прутьями. В этом случае в 1 погонном метре фундамента будут использоваться:

  • 4 продольных прута. Значит в 60 м.п. будет 240 метров.
  • 4 вертикальных. При высоте фундамента, скажем, в 50 см, их высота будет не более 45 см. 4 х 45 см = 1,8 м. В 60 метрах фундамента – 108 м.
  • 4 поперечных. При ширине фундамента в 45 см, ширина поперечных не превысит 35 см. 4 х 35 см = 1,40м. В 60 метрах фундамента — 84 м.

Сколько это будет стоить?

Для продольных прутьев используем арматуру 12 мм стоимостью 25-30 р/м.п. 240 х 35(30) =6000 (7200) Для вертикальных и поперечных прутов возьмем 6-8 мм стоимостью 12-16 р/м.п. (108+84) х 12(16)=2304 (3072)

Итак, покупка армирующих прутов на данный фундамент обойдется от 8304 до 10072 рублей.

Теперь посчитаем необходимое количество проволоки. 4 завязки для 4-хпрутвенного фундамента на 1 м.п. Это, исходя из максимального расхода в 50 см на завязку, 2 метра проволоки на метр конструкции. У нас 60 метров, соответственно, нам нужно 120 метров проволоки.

Внимание: проволоку продают в килограммах. Нужно из метров пересчитывать в кг.

1 м проволоки диаметром 1,2 мм весит 9 грамм, соответственно 120 м проволоки диаметром 1,2 мм весят около 1 кг, который стоит порядка 50 руб. Проволока копеечная, поэтому ее можно и нужно брать с двойным запасом -240 метров за 100 рублей. Осталось рассчитать стоимость работ по установке и вязке каркаса. Как правило,она не рассчитывается отдельно и входит в общую стоимость работ по заливке фундамента. В регионах такие работы стоят дешевле, но разбег цен примерно такой — 1000-2000 рублей за куб. В эту цену входит устройство траншеи, установка опалубки, вязка каркаса, заливка бетона и снятие опалубки.

Общая длина рассчитываемого нами фундамента 60 метров, ширина 0,4 м, высота 0,5 м. Вычислим объем: 60 х 0.4 х 0.5=12 м3. При таком объеме стоимость фундаментных работ составит 12000 — 24000 рублей.

Расстояние между прутьями

Согласно СНиПам расстояние между горизонтальными нитками не должно превышать 40 см, для ненагруженных оснований допускается 50 см.

Важно! Край металлической арматуры не должен соприкасаться с опалубкой и выходить из толщи бетона!

Минимальное расстояние до края фундаментной ленты 5 см. Если ширина основания 35 см, вычитаем запас в 10 см и получаем горизонтальный шаг нитки 25 см. Значение меньше установленного и соответствует требованиям.

  • Для мелкозаглубленного фундамента высотой до 80 см допускается две горизонтальных ленты. Отступаем рекомендуемые 5 см от низа и верха монолита, получаем высоту между нитками 70 см.
  • Перемычки устанавливаются вертикально и горизонтально с минимальным шагом 30 см.
  • При возведении капитальной стены из силикатного кирпича, многоэтажного дома, расположении строения на подвижных и пучинистых грунтах шаг ячеек уменьшается и добавляется количество ниток.









Особенности

Ленточный фундамент представляет собой монолитную бетонную полоску без разрывов на дверные проемы, становящуюся основой под строительство всех стенок и перегородок конструкции. Основой ленточной конструкции является бетонированный раствор, который изготавливается из цемента марки М250, воды, песочной смеси. Для его упрочнения применяют арматурный каркас, выполненный из металлических прутьев разных диаметров. Лента углубляется на определенное расстояние в почву, одновременно выступая над поверхностью. Но ленточный фундамент подвергается серьезным нагрузкам (движение грунтовых вод, массивная конструкция).








В любой ситуации нужно быть готовым к тому, что различные негативные влияния на сооружения могут сказываться на состоянии основы. Поэтому, если армирование выполнено неправильно, при первой малейшей угрозе фундамент может разрушиться, что приведет к разрушению всей постройки.

Армирование имеет следующие преимущества:

  • препятствует проседанию грунта под зданием;
  • утвердительно сказывается на шумоизоляционных качествах фундамента;
  • повышает устойчивость фундамента к резким перепадам температурных режимов.

Другие способы соединения арматуры

Вязка арматуры считается самым надежным способом соединения прутков арматуры при создании каркаса для ленточного фундамента. Однако существуют и другие варианты монтажа металлического скелета:

  • При помощи сварочного оборудования. Имея в арсенале сварочный аппарат и некоторые навыки по работе с ним, можно быстрее и проще создать каркас для фундамента из металлических прутьев. Но в этом случае стоит учитывать особенности такого соединения арматуры. Во-первых, сварка способствует утончению металла, делая его более хрупким. Во-вторых, сваренный каркас будет надежным лишь в том случае, когда правильно подобран металл и электроды, а также соблюдены все нормы и правила.
  • Соединение внахлест. Этот способ предполагает не поперечное, а продольное соединение прутьев. При этом отдельные концы арматуры имеют выпуск не меньше 15 см для последующей обмотки проволокой.
  • С помощью пластиковых ленточных хомутов. Такой способ может использоваться при строительстве фундамента под небольшие конструкции. Соединение пластиковыми хомутами делает процесс вязки несколько проще. Однако стоит помнить, что такой каркас менее устойчив к нагрузкам, а под воздействием низкой температуры пластик может лопнуть.
  • С помощью зажимов или скоб, выполненных из пластика или стали.

Обвязка с помощью электросварки

Достоинства:

  1. Довольно надежный способ связывать арматурные прутья.
  2. Высокая скорость выполнения работ.
  3. Менее трудоемкий процесс, чем ручная вязка.

Недостатки:

  1. Под воздействием высокой температуры при сварке изменяются физико-химические свойства стали (кристаллическая структура железа нарушается). В местах соединения значительно уменьшается прочность арматурного прута на изгиб и разрыв. В конечном итоге это приводит к уменьшению надежности всего армирующего каркаса.
  2. Использование сварки значительно увеличивает жесткость каркаса из арматурных прутьев. При уплотнении раствора вибраторами возникает риск деформации или разрушения жестких сварных соединений.
  3. Металл каркаса в районе сварочных швов более подвержен коррозии, что сокращает долговечность всей железобетонной конструкции.
  4. Для проведения сварочных работ необходимо специальное оборудование.
  5. Участок проведения таких работ должен быть подключен к электроснабжению, что не всегда возможно (особенно при загородном строительстве).
  6. Работы может производить только квалифицированный специалист (сварщик). От его опыта и квалификации зависит, насколько прочно и надежно произведена вязка каркаса из стальной арматуры.

Сварка увеличивает жесткость каркаса
Сварка увеличивает жесткость каркаса